РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА
| Проблема безнадзорных животных: правоприменение | версия для печати |
Вопросы охраны жизни и здоровья человека, охраны животного мира являются приоритетными в современной России и должны решаться совместно. Между тем на практике зачастую возникают проблемы, обусловленные несовершенством и неэффективностью законодательства. Не является исключением и сфера ответственного обращения с безнадзорными животными. Необходимость правового обеспечения решения проблем безнадзорных животных назрела давно во всех регионах страны. Безнадзорные собаки на улицах городов представляют опасность для жителей. В органы прокуратуры регулярно поступают сообщения, обращения, жалобы, связанные с нападением безнадзорных собак на человека. Много такой информации и в СМИ. Так, за 2023 – 1-е полугодие 2024 года Курским районным судом Курской области было рассмотрено 4 гражданских дела по искам прокурора Курского района Курской области, в защиту интересов несовершеннолетних, к Администрации Курского района Курской области о взыскании компенсации морального вреда из-за причинения телесных повреждений в виде укусов безнадзорными животными. Несовершеннолетним детям из-за укусов собак были причинены телесные повреждения различной степени тяжести, также они испытали сильный болевой и эмоциональный шок, стресс, связанный с укусом собаки и последующими переживаниями. Несовершеннолетним также пришлось пройти антирабическое лечение (прививки от бешенства). В первом случае, девочка шла из школы домой, на нее напала стая собак, одна из собак прокусила ей ногу. Соседка увидела происходящее, подошла и отогнала бродячих собак, помогла дойти ребенку до дома. Когда девочка пришла домой, родители незамедлительно вызвали скорую помощь. Другая девочка гуляла на детской площадке, ела печенье, к ней подбежала бездомная собака, выхватила печенье и укусила ребенка за плечо. Ребенок испугался, прибежал домой, родители повезли ее в травмпункт. Еще одного мальчика собака также укусила за голень, когда тот играл на детской площадке возле дома. Согласно
пп.3.1,3.2,3.3,4.2 Правил содержания собак и кошек в городах и других
населенных пунктах Курской области, утвержденных постановлением главы
Администрации Курской области от 19.06.1995 №214, ответственность за порядок
при выгуле собак несет ее владелец, независимо от лица, выгуливающего собаку. Выводить
собак для выгула разрешается только на коротком поводке (до В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ. Законом Курской области от 19.05.2016 № 36-3KO органы местного самоуправления Курской области наделены отдельными государственными полномочиями Курской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на неограниченный срок (ст.1). Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Курской области регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. 18 вышеуказанного Федерального закона мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. Кроме того, пунктом 4 Постановления Администрации Курской области от 24.12.2019 N 1322-па (ред. от 14.04.2023) "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Курской области" предусмотрено, что деятельность по обращению с животными осуществляется на территории Курской области в том числе в целях: предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц. В соответствии с пунктом 5 Порядка мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными включают в себя: 1) отлов животных, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) возврат потерявшихся животных их владельцам; 3) возврат животных, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания при соблюдении требований, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ. При рассмотрении данных гражданских дел было установлено, что на момент укусов собак действующий муниципальный контракт на отлов животных отсутствовал. Ненадлежащее исполнение исполнителями обязательств по обращению с животными без владельцев не освобождает орган местного самоуправления от обязанности исключить причинение вреда третьим лицам при осуществлении переданных ему отдельных государственных полномочий. По всем четырем гражданским делам исковые требования прокурора Курского района Курской области, в защиту интересов несовершеннолетних к Администрации Курского района Курской области о взыскании компенсации морального вреда были удовлетворены. В пользу потерпевших взысканы компенсации морального вреда в размере от 40 000 до 60 000 рублей. С 01 января 2023 года полномочия по отлову животных без владельцев переданы в администрацию округов г. Курска, до этого обращениями занимался Комитет городского хозяйства. Порядок таков: бродячих собак вылавливают, отправляют в приют, стерилизуют, прививают, содержат там некоторое время, а затем отпускают на улицу в прежние места обитания. На сайтах администраций постоянно публикуют график планового отлова животных на территории Курской области. Действующие механизмы по порядку предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан является неэффективным и не способствует в полной мере удовлетворению потребностей общества в обеспечении безопасности от нападения бездомных животных. В этом проявляется актуальность настоящей темы. В первую очередь решить данный вопрос, не вызывающий сомнений относительно соблюдения принципа гуманности, безусловно, мог бы запрет на выпуск собак из приютов в естественную среду обитания. Но в результате увеличатся бюджетные затраты на их строительство и содержание, что повлечет сокращение финансирования иных сторон общественной жизни, в том числе социальных. В связи с этим возможно рассмотреть иные механизмы решения проблемы. Так, в области осуществляют деятельность организации, специализирующиеся на отлове собак. Как уже говорилось, система ОСВВ, в которой участвуют в том числе указанные организации, не в силах удовлетворить потребности общества в части безопасности от нападения бездомных собак в полном объеме. Этому может способствовать наделение названных организаций функциями по отлову собак исключительно в пределах конкретной территории, на которой они располагаются (в границах одного либо нескольких близлежащих муниципальных образований). Если организация находится за их пределами, возможно открыть филиалы, участки, которые на месте будут выполнять обязанности, предусмотренные контрактом либо договором субподряда с организацией, занимающейся отловом собак и находящейся на соответствующей территории. Безусловно, это существенно сократит время реагирования с момента нападения бездомной собаки до ее отлова, ведь места обитания животных стремительно меняются. Находясь поблизости, службы по отлову животных могут сами осуществлять мониторинг подконтрольной территории (проверка сообщений в СМИ, обращений граждан и юридических лиц, проведение рейдовых мероприятий) для соответствующего реагирования. Кроме того, в Курской области существуют приюты для животных, такие как «Право жить», «Хочу домой», «Хвост трубой» и другие. Все они существуют благодаря пожертвованиям неравнодушных граждан и организаций, государство не выделяет и не оказывает помощь для животных. Например, в приюте КРОЗО «Право жить» постоянно находятся более 300 собак и 20 кошек, некоторые из них инвалиды. За период существования приюта новый дом обрели более 1000 животных, также они оказывают юридическую помощь гражданам в защите животных от жестокого обращения и ненадлежащего содержания. Основным направлением деятельности организации является продвижение и реализация комплексной программы ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск в среду обитания) безнадзорных животных и законодательное закрепление программы на территории Курской области в целях сокращения численности безнадзорных животных гуманными способами. На сегодняшний день стерилизация остается одним из наиболее гуманных способов сокращения численности бездомных животных и является приоритетным направлением деятельности зоозащитных организаций в развитых странах. Стоить отметить, что меры по развитию культуры ответственного обращения с животными должны носить системный характер, не ограничиваясь только помощью безнадзорным животным. Необходимо воздействовать на факторы их прироста, которыми являются естественное размножение и пополнение за счет приплода домашних питомцев, оставленного на улице в результате халатного отношения хозяев. Благодаря полномасштабной кампании по стерилизации бездомных собак и кошек КРОЗО «Право Жить» удалось существенно снизить количество случаев агрессивного поведения животных в регионе. Это связанно с тем, что именно овуляция является причиной массовых скоплений бродячих собак и их неадекватного поведения. Таким образом, меры направленные на отлов и стерилизацию позволяют не только снизить будущую численность безнадзорных животных, но и избавиться от прецедентов нападения собак на людей. Учитывая высокие затраты на содержание и лечение животных, приют существует за счет пожертвований. Однако этих средств недостаточно для эффективного развития деятельности учреждения и обеспечения благополучия как граждан, так и животных. В связи с вышеизложенным, настоятельно требуется ввести дополнительное финансирование приюта из средств бюджета субъекта. Это позволит не только улучшить условия жизни животных, но и расширить программу стерилизации и лечения, что в долгосрочной перспективе поможет сократить число бездомных животных в регионе. Гарантия финансовой поддержки также обеспечит возможность привлечения квалифицированных специалистов для оказания ветеринарной помощи. Кроме того, необходима инициатива по освобождению приютов от уплаты налога на землю. Налоговые обязательства значительно осложняют работу приюта и препятствуют его развитию. Освобождение от налога позволит направить средства на решение более насущных задач — улучшение инфраструктуры, лечение и уход за животными и проведение образовательных программ для населения. К тому же, в целях повышения безопасности и уменьшения конфликтов с безнадзорными животными, следует ввести дополнительный контроль со стороны образовательных и воспитательных учреждений. Важнейшей задачей является формирование ответственного отношения к животным у подрастающего поколения, что можно реализовать через организацию интерактивных лекций и уроков, посвященных уходу за питомцами и их защите.
|
|